Записи с темой: тараканы forever (5)
12:44

Добавление к предыдущему. Костюм для роли в спектакле тоже не надо. Домашнее шитьё - прошлый век. Половину сшила, а оказалось и ни к чему. Дурацкая инициатива и вовлечённость. 
Надо приучаться сохранять дистанцию. Отказаться от домашних занятий школьными предметами (в школе научат), не лететь впереди паровоза с костюмами, не портить полюбившиеся образы (даже если дети лохматые, обросшие и одеты кое-как), не надоедать с темой сушки мокрой обуви, не напоминать о консультации у врача по поводу кашля и температуры. И много чего всякого.
Только по расписанию. Только по предварительной договорённости. Жить своей жизнью и не думать (придумывать) ничего за других.
Две ночи до Рождественской. На балконе стоит искусственная ёлка без игрушек и по вечерам светит огнями гирлянды. Как и гирлянда на окне. Дед Мороз лежит в коробке.
Похоже, мои порывы что-то делать и украшать, готовиться и готовить стремительно уходят в ноль, не находя никакого отклика или участия со стороны.
Никому не надо ни-че-го.

@темы: будни, тараканы forever

00:41

 А теперь история про то, как работают жители стран Языков. Не сидят же они просто в своих городах без дела. 


Для чего нужна людям речь?  Чтобы общаться с кем-то, делиться мыслями, передавать знания другим. Вот тут и приходит время слов. 


Начинается их работа: они строят необычный транспорт, который переправляет наши мысли. И называют это  - Предложения! Вообще-то, чём-то эти предложения похожи на лодки, которые, прежде чем отплыть, пополняют команду словами из разных городов (частей речи). В таком экипаже каждый становится Членом Предложения и выполняет какую-то особую задачу. Главным на судне является КТО? Капитан. Но у жителей нашей страны слов для него своё название - Подлежащее. Вторым на борт поднимается Сказуемое. Без него лодка плыть не сможет, ведь оно ЧТО ДЕЛАЕТ? гребёт вёслами. Подлежащее и Сказуемое - основа предложения, его главные члены. А дальше, по мере необходимости, лодка наполняется и другими пассажирами. Им достаются разные второстепенные должности.  Определения будут отвечать за качество грузов, определять ЧЬИ они и КАКИЕ, Дополнения - учитывать, КОГО и ЧТО КОМУ и с ЧЕМ перевозят, Обстоятельства - отмечать, КУДА, КОГДА, КАК надо доставить. Занимать все эти должности могут, как правило,  жители разных городов. Иногда на одном посту оказывается не один, а два, а то и три члена экипажа, они выполняют одинаковую работу. Это Однородные Члены предложения.  Чем больше народу садится в лодку, тем веселее она плывёт, интереснее  становится всё предложение. Для того, чтобы точно можно было определить, какое по настроению и с какой задачей предложение отправилось в путь, поднимают флаг с разными знаками. Это могут быть !, ?, ., ...


Но есть важный момент: если в лодке-Предложении не будет порядка, она  может пойти ко дну.  Это случается, когда мы, говоря о чём-то, используем неподходящие слова, утяжеляем нашу лодку словами-паразитами, перегружаем лишними повторами. И всегда, согласитесь, приятно встречать красивое, крепкое судно, везущее что-то интересное и новое. Чтобы лодки не ржавели, чтобы крысы на них не заводились, жители-слова стараются не принимать в команду слова, которые не умеют себя вести и всё портят (неприличные, грубые, слова с ошибками). 




В общем, это на уровне идеи. Материал сырой (что взять с тараканов!.. ), надо его додумать.



@темы: что смогла, тараканы forever

22:54

Давайте представим, что где-то рядом с нашим существует особый мир с названием РЕЧЬ. И в нём тоже есть много разных стран. Они называются, Русский Язык, Испанский Язык, Японский Язык, Финский Язык и т.д. В тех странах жители похожи немного на людей. Эти жители - слова. 


В разных странах люди отличаются своей культурой, традициями, внешне. Такие же отличия и в мире слов - начать, хотя бы, с разного вида алфавитов, направления письма. 


Как люди бывают большого роста или маленького, так и слова бывают очень коротенькими, из одной буквы, так и длинными.


Маленькие слова, в которых только один слог, тихонько вздыхают, завидуя словам подлиннее. Ведь они не могут, хлопая в ладоши, делиться на слоги. 


Среди слов есть очень особенные, vip-персоны, которые пишутся всегда с заглавной буквы - Имена Собственные. Бывают люди, точь-в-точь похожие друг на друга. Так и слова тоже бывают близнецами. Это близнецы по внешности - омонимы, и близнецы по голосу - омофоны. Люди могут иметь что-то общее, но при этом оставаться совсем разными, и слова тоже - это синонимы. Про антонимы тоже теперь не сложно догадаться, что они отличаются по натуре, как злые люди и добрые, как трудолюбивые и лентяи. Кстати, есть такие трудоголики, которые имеют сразу несколько значений - многозначные слова.


У слов тоже бывают семьи и дальние родственники -  однокоренные слова. 


Они живут в больших городах, где свои порядки. Они любят важничать и поэтому придумали своим городам очень серьёзные названия. Вот такие: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное. Все жители каждого города отличаются ещё и тем, что хорошо умеют отвечать на вопросы. КТО?ЧТО?_ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?_ КОГДА?ГДЕ?КАК?_СКОЛЬКО?_КАКОЙ? и много подобных. Они постоянно рассказывают о предметах, их качествах и количествах, о цветах и состояниях, обсуждают, кто что делает и каким образом, а иногда могут тыкать пальцами. И очень любят перемены в жизни, такие как падежи, число, род, время.


Есть города молчунов, где жители не любят разговаривать и отвечать на вопросы, они никогда не меняются, зато они всегда помогают другим: Союз, Предлог, Частица. 


И один город слов-воображулек. Они никогда не отвечают на вопросы, никогда не помогают другим, но и никогда не оказываются незамеченными. Та-дам! Междометия.


А ещё все слова любят часто проводить время вместе, ведь это всегда интереснее, чем поодиночке. И тогда они образуют словосочетания. 


Мы, люди, многие столетия перемещаемся по свету, иногда как туристы, иногда кто-то остаётся в новой стране жить навсегда. Так и слова - из одного Языка они отправляются путешествовать в другие Языки, и часто находят там своё новое место. Заимствованные слова.

@темы: что смогла, тараканы forever

11:17

У всех были какие-то трудности, когда мы учились в школе. На разных этапах, по разным предметам. Вот честно, легко ли давалось всё в начальных классах? Про себя лично могу вспомнить, что мне казались пугающе-непонятными названия частей речи и членов предложения, математические термины. ПОДЛЕЖАЩЕЕ, СКАЗУЕМОЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ... К ним следом добавлялись МНОЖИТЕЛЬ, ЧАСТНОЕ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, СЛАГАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ... Слова-монстры на фоне МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ. Они вечно перемешивались в голове, от них появлялись уныние с отчаянием, и пропадало желание делать задание. 


Сегодня про русский язык.


Итак, части речи и члены предложения. Я вспоминаю себя, своих учеников, я видела эту же трудность восприятия у своего внука. Новые для семилетки, очень непонятные слова, длинные, заумные.  Вот не было логики: почему что-то называется "имя", а что-то нет. Раз уж есть "имя существительное, прилагательное", то почему нет "имени делательного", а вместо него вот вам - "глагол"?  Только  пообвыклись, ужились с Именем Существительным (хотя, Имя Существующее было бы понятнее), как оно вдруг превращается в  Подлежащее, (не Имя Подлежащее, кстати). А Глагол - в Сказуемое! (Глагол - м.р., Сказуемое - ср.р., Карл!) Столько букв... и постоянные змеиные "-ще-", "-щее". Слова превращаются в длинных удавов, и от них уже хочется куда-то убежать, а не гордо изучать наш великий и могучий. Было такое?


Короче, сегодня мои тараканы с утра собрались в смыслью на семинар "Как можно ребёнку в игровой форме попробовать объяснить..."


Но продолжение будет отдельно, а то оно длинное намечается. 


Надо бы вообще составить какой-то Список трудностей начальной школы. Именно из личных воспоминаний, собственного опыта: что вызывало сложности  понимания правил, восприятия новых названий, терминов, заковыристых объяснений. 


Для примера. С правилом "ЖИ, ШИ" можно познакомить максимально просто, а можно  утяжелить кучей слов, вроде "буквосочетание", "это звуки-одиночки, которым достаточно одной буквы гласного".  Возможно, 2-й вариант будет выглядеть более академичным, "правильным", исчерпывающим, но для первоклассников ли он? А чтобы и родителям/бабушкам/ дедушкам с их советским прошлым добавить головной боли, так ещё и ударение приплести!




@темы: так было, это рядом, тараканы forever

06:48

2022!

"Новый год шагает по планете, -
Радуются взрослые и дети.
И листает января страницы,
Дни летят и кружат, словно птицы".
Помнится, был такой стишок. Радуемся ли мы, лично я? Если взвесить все значимые моменты последнего времени, то да - радостное перевесит, пожалуй. Остаются нотки тревоги, незавершённость, неизвестность. Но это всяко лучше, чем "окончательно, безвозвратно и бесповоротно". Ведь продолжаем бороться за жизнь, строить отношения, верить в лучшее и прилагаем усилия, кто как может.

На подоконнике, не угасая ни на минуту, горит весь декабрь свеча, одна сменяет другую. Дрожащий от чуть заметного вдоль окна движения воздуха,  маленький огонёк бьётся как крохотное сердечко. И, глядя на него, думаешь о неосязаемой, космической связи с теми, кто (уже или пока, или всё  ещё) далеко; веришь в то, что лёгкое,  трепещущее пламя, словно азбукой Морзе, доносит до них наши мысли, чаяния, молитвы и память. Сейчас, в ночи, слышно, как у соседей безответными гудками сигналит телефон. Кто-то пытается дозвониться кому-то. Безуспешно. Набирает вновь. А я шлю свои слова без телефона и проводов. Просто изо дня в день поддерживая беспрестанно горящей свечу. 

Что ж, начался новый отсчёт. Поживём, посмотрим.


@темы: будни, тараканы forever